ОГКОУ «Пучежская школа-интернат»
г. Пучеж, Пучежский район, Ивановская область
  • Вопросы и ответы

    Как проходит обучение леворукого ребенка в школе?
    Ответ психолога.
    Леворукость – это не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка. Ни в коем случае не переучивайте ребенка. Переучивая леворукого ребенка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, энурез. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т. п.
    Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, учитывая их большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с макетами и моделями.
    Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на предмет, рисунок, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

    Может ли ребенок пойди в 1 класс, если ему не исполнилось 6,5 лет на 1 сентября?

    Решение вопроса о зачислении в 1 класс в более раннем возрасте (ребенку менее 6 лет и 6 месяцев) или в возрасте старше 8 лет принимает образовательная организация решением школьного медико-педагогического консилиума.

    Может ли бабушка записать ребенка в 1 класс?

    Нет. Заявление в школу подается закоными представителями ребенка. Бабушка может записать ребенка в школу, если у нее есть доверенность от родителей, заверенная натариусом.

    Какие документы необходимы для поступления в школу?

    Отвечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе

    Прием граждан на обучение в ОГКОУ «Пучежская школа-интернат» осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) на основании рекомендаций медико-психолого-педагогической комиссии, по направлению учредителя.
    Поступающие с ограниченными возможностями здоровья, достигшие возраста восемнадцати лет, принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия самих поступающих.
    При приеме в первый класс в течение учебного года или во второй и последующий классы родители (законные представители) обучающегося дополнительно представляют личное дело обучающегося, выданное учреждением, в котором он обучался ранее.
    Прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

    Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы:

    • копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
    • копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего;
    • копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя;
    • копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости);
    • копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или 
    • справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории, или в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования);
    • справку с места работы родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка (при наличии права внеочередного или первоочередного приема на обучение).
    Какие принадлежности необходимы в школу?

    Отвечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе


    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    «ЧТО НУЖНО ИМЕТЬ К ШКОЛЕ»

    1. Тетради в линейку – 5 шт. (для 1 класса в узкую линейку)
    2. Тетради в клетку – 5 шт.
    3. Шариковая ручка – 3 шт.
    4. Карандаш простой – 2 шт.
    5. Ластик (стиралка) – 1 шт.)
    6. Линейка – 1 шт.
    7. Пенал – 1 шт
    8. Альбом для рисования – 2 шт.
    9. Цветные карандаши, акварельные краски, фломастеры – по 1 набору
    10. Пластилин – 1 шт.
    11. Цветная бумага – 1 набор
    12. Цветной картон – 1 набор
    13. Клей – карандаш – 1 шт.
    14. Клей ПВА – 1 шт.
    15. Ножницы с тупыми концами – 1 шт.
    16. Туалетная бумага – 1 шт

    ОДЕЖДА

    ШКОЛЬНАЯ – однотонная рубашка (блузка) или водолазка, чёрная юбка (брюки – для мальчиков).
    СПОРТИВНАЯ – белая футболка, чёрные шорты, кеды (кроссовки)
    ТОРЖЕСТВЕННАЯ - белая рубашка (блузка)
    СМЕННАЯ ОБУВЬ НЕ РЕЗИНОВАЯ

    ДЛЯ ПРОЖИВАЮЩИХ

    Зубная паста, щётка
    Мыльница
    Туалетное мыло
    Одежда для сна
    Сменная одежда (нижнее бельё, носки и др.)

    В какой последовательности происходит постановка звуков?

    Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

    • свистящие С, 3, Ц, С’, 3’
    • шипящий Ш
    • сонор JI
    • шипящий Ж
    • соноры Р, Р’
    • шипящие Ч, Щ

    Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

    Когда нужно обращаться к логопеду?

    К логопеду в 4 года:

    • если не выговаривает звуки С, З, Ц;
    • если пропускает или переставляет местами слоги;
    • если не знает цвета;
    • если путает названия животных, овощей, фруктов.

    Четыре года - возраст, когда можно начинать исправлять звуки.Ребенок готов внимательно слушать и усердно выполнять задания, он уже может контролировать собственную речь. Но важно исправлять не только звуки: если в речи много ошибок, желательно уточнить у логопеда, не нужны ли занятия по другим направлениям речевого развития (слоговая структура, словарный запас, грамматика).

    Как поддержать детей с особенностями психофизического развития?

    Отвечает психолог

    1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
    2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
    3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
    4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
       Рекомендуемые приемы:
            Снятие страха - «Ничего страшного...»
            Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»     
            Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно.
            Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)
            Педагогическое внушение - «Приступай же...
            Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
    5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
      Рекомендуемые приемы:
      - Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
      - Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
      - Формируйте веру в успех.
      - Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
      - Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
    1. В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.
      Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
      Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:
      - дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
      - индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
      введения специальных видов помощи, а именно:
      - зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;
      - речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
      - совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
      - введение элементов программированного обучения и т.д.
      Индивидуальный подход в обучении:
      - проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;
      - учёт психофизических, личностных особенностей;
      - опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;
      - организация деятельности ребенка в зоне «ближайшего развития», т. е. область потенциальных возможностей ребенка. Развитие происходит только в проблемной ситуации!!!
      - смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
      - соблюдение принципа «от простого к сложному»;
      - переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
      - поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;
      - снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;
      - освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.
      При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:
      - поэтапное разъяснение инструкции;
      - выделение ключевых слов;
      - листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;
      - краткое содержание параграфа;
      - заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.
    2. При организации обучения ребенка с особенностями развития следует учитывать следующее:
      - выбор места в классе;
      - заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;
      - предоставление дополнительного времени;
      - специализированные учебники;
      - оценки понимания задания.
    3. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;
    4. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
    5. Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;
    6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.
    7. Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:
      - альтернативного ответа;
      - помощь в заполнении оценочных бланков;
      - предоставление неограниченного времени;
      - возможность выполнения работы дома.
    8. Качественный подход при оценивании результатов предусматривает:
      - индивидуальную шкалу оценок;
      - ежедневное оценивание;
      - меньшего количества заданий для получения оценки;
      - внимание на понимание прочитанного;
      - оценивать правописание отдельно от содержания работы.


     

    Как работать с гиперактивными детьми?

    Ответ психолога.

    Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми
    Уважаемые педагоги!

                Помните, что гиперактивность — это не поведенчесая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.
                Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитетными указаниями и убеждениями.Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов.
                Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении. 
    Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми
    1.      Игнорировать вызывающие поступки ребенка.
    2.      Поощрять его хорошее поведение.
    3.      Во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы.
    4.      Выбор места за партой для гиперактивного ученика – в центре класса напротив доски.
    5.      Предоставить возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случаях затруднений.
    6.      Занятия для него должны строиться по четко распланированному стереотипному распорядку.
    7.      Гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарем.
    8.      Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске.
    9.      На определенный отрезок времени дается лишь одно задание.
    10.    Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
    11.    Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения. 

    ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К УЧИТЕЛЯМ
     ДОРОГИЕ УЧИТЕЛЯ!!!

    Чтобы Вам было легче с нами жить, а мы Вас любили:
    1.     Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!
    2.     Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.
    3.     Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!
    4.     А вообще – запомните: похвала и порицание действует на нас сильнее, чем на других.

    Какие методы и формы работы с детьми с особенностями психофизического развития дают положительную динамику?

    Ответ психолога.

    В работе с детьми с особенностями развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Наглядные методы реализуются при опоре на сохранные звенья высших психических функций и использовании возможностей наиболее упроченных форм деятельности. Опора на сохранные звенья в процессе обучения позволяет временно перевести нарушенные функции на другой, более низкий и доступный уровень их осуществления. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудио-образцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.
    В обучении детей с особенностями развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.
    Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей для формирования предметных и универсальных компетенций.
    Развитию познавательной активности учащихся, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют дидактические игры и игровые приемы. Проведение игровых занятий создает оптимальные условия для развития потребностно-мотивационной сферы детей и облегчает процесс их адаптации к новым условиям. Повышение уровня умственного развития учащихся осуществляется в процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметно-практической, учебной.
    Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам.
    При выполнении упражнений, как наиболее распространенного практического метода, школьнику с особенностями развития необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную учителем. Обязательное первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план.
    Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с особенностями развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.
    Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти детей с нарушениями развития (замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации) определяют необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов.
    Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.
    При использовании словесных методов в работе со школьниками с особенностями психофизического развития необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие активизировать их познавательную деятельность, обеспечивать целенаправленность их восприятия и устойчивость внимания, формировать умения учебного рассуждения, быстро реагировать на возникающие у детей трудности. Наиболее эффективным является проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала.
    Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности):
    - максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
    - рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
    - на уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), оказание помощи во время урока, поддержки, внимания;
    - обучение работе с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
    - создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
    - оценивание не результата и его соответствия нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддержка желания работать, интереса к предмету  (лучший стимул-похвала, оценка деятельности).

    Методические приемы:

    • Поэтапное разъяснение заданий.
    • Последовательное выполнение заданий.
    • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
    • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
    • Близость к учащимся во время объяснения задания.
    • Перемена видов деятельности.
    • Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
    • Чередование занятий и динамических/физкультурных пауз.
    • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
    • Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
    • Работа на компьютерном тренажере.
    • Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
    • Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
    • Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
    • Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

    КОГДА РАБОТАЮТ дети с особенностями:

    • Когда знания, умения и навыки понадобятся на практике;
    • Когда они кого-то сами смогут научить.

    Не нашли ответ на свой вопрос?

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie